Главная

Знать о свечах зажигания

Знать о свечах зажигания.

От этой важной части системы зажигания двигателя во многом зависит его работоспособность. В настоящее фирмы-производители пытаются довести конструкцию свечей по соотношению качества и себестоимости до оптимальных пределов.

Назначение - преобразование электрической энергии в искровой разряд для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензинового двигателя.

Устройство свечи зажигания

Рис. 1. Устройство свечи зажигания с плоской опорной поверхностью:

1

— контактная (штекерная) гайка;

2

— оребрение изолятора;

3

— контактная головка;

4

— изолятор;

5

— корпус;

6

— токопроводящий (или резистивный) стеклогерметик;

7

— уплотнительное кольцо;

8

— теплоотводящая шайба;

9

— центральный электрод;

10

— тепловой конус изолятора;

11

— рабочая камера свечи;

12

— электрод массы (боковой);

h

— искровой зазор;

L

— длина ввертываемой части;

l

— длина резьбовой части (цоколь);

d

— наружный диаметр резьбы.

Устройство современной свечи зажигания с плоской опорной поверхностью и уплотнительным кольцом представлено на рис.1. Центральный электрод на наиболее современных свечах изготавливают биметаллическим (состоящим из двух металлов) - центральная часть из меди заключена в жаростойкую оболочку.

К габаритно-присоединительным размерам свечей зажигания, которые строго определенны для каждого двигателя, относятся: диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой и ввертываемой части, размер шестигранника "под ключ". Плоская опорная поверхность предназначена для герметизации свечного отверстия специальным уплотнительным кольцом, коническая поверхность сама превосходно герметизирует соединение с головкой блока.

Свечу с диаметром и шагом резьбы, не соответствующими данному двигателю, просто невозможно установить. Если же свеча имеет несоответствующую длину ввертываемой части, то возможно два варианта:

"короткая" свеча не позволит электродам занять оптимальное положение в камере сгорания, в результате чего двигатель будет работать неустойчиво. Свободная часть резьбы свечного отверстия забьется нагаром, что затруднит установку свечи штатной длины;

"длинная" свеча может послужить препятствием для движения поршня или клапанов, что приведет к серьезным повреждениям. Если этого не произойдет, выступающая в камеру сгорания резьбовая часть забьется нагаром, что может повредить резьбу при выворачивании свечи.

Требования к свечам: строгое соответствие типу двигателя по габаритно-присоединительным размерам, калильному числу, тепловой характеристике, искровому зазору; способность препятствовать образованию нагара и самоочищение от него; быстрое достижение температуры самоочищения; бесперебойность работы в широком диапазоне температур и мощностей двигателя.

 

Основные понятия

Калильное зажигание - неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси раскаленными элементами свечи.

Калильное число - отвлеченная величина, пропорциональная среднему давлению воздушно-бензиновой смеси, при котором в процессе испытаний свечи на моторной испытательной  установке начинает появляться калильное зажигание.

Рабочая температура свечи- температура наиболее раскаленных элементов (электродов и теплового конуса изолятора) свечи в процессе работы двигателя.

 Эффективная мощность - мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя.

Холостой ход - работа двигателя без нагрузки.

Тепловая характеристика - зависимость рабочей температуры свечи от эффективной мощности, развиваемой двигателем. Определяется конструктивными параметрами свечи, качеством ее охлаждения и параметрами рабочего процесса двигателя.

рис.2  Ne - эффективная мощность двигателя (%);Х/Х - холостой ход двигателя; t - рабочая температура свечи °С.

   Тепловые характеристики свечей с одинаковыми калильными числами, но разными конструктивными параметрами отличаются друг от друга (рис. 2). Свеча 1 "прогревается" быстрее, чем свеча 2 и достигает температуры самоочищения при меньшей мощности, развиваемой двигателем. Такую свечу называют более термоэластичной.

Термоэластичность - понятие, характеризующее способность свечи достигать нижнего температурного предела тепловой характеристики при наименьшей эффективной мощности, развиваемой двигателем.

Верхний температурный предел тепловой характеристики - рабочая температура свечи, при которой возникает калильное зажигание. Составляет около 900°С.

Нижний температурный предел тепловой характеристики - минимальная температура, при которой свеча начнет самоочищаться от нагара. Находится в пределах 350-400°С.

"Горячие" свечи(калильное число 11-14) - относительное понятие, связанное с рабочей температурой. Предназначены для применения на малофорсированных двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи "горячее" положенных для данного двигателя будут вызывать калильное зажигание. Имеют меньшее, чем "холодные", калильное число.

"Холодные" свечи(20 и более) - предназначены для использования на высокофорсированных двигателях для нагрева меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи "холодные" для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.

При одинаковом значении калильного числа большей термоэластичностью обладает свеча с более длинным тепловым конусом, но длина ввертываемой части строго определенна для каждого двигателя.

Тенденции усовершенствования свечей обусловлены изменением характеристик и конструктивных параметров двигателя. Для повышения мощности увеличивают степень сжатия, максимальное число оборотов коленчатого вала, применяют наддув воздуха, увеличивают число клапанов на каждый цилиндр двигателя. Это ведет к увеличению тепловых и механических нагрузок на детали двигателя и, в частности, на свечи. Увеличение рубашки охлаждения, как и увеличение числа клапанов, оставляет меньше места для размещения свечи на головке блока цилиндров. Вышеперечисленные причины вынуждают применять более высококачественные материалы, уменьшать общий диаметр свечи и размер шестигранника "под ключ", использовать коническую опорную площадку, увеличивать длину резьбовой части.

Увеличение длины резьбовой части и применение конической опорной поверхности позволяют подвести рубашку охлаждения ближе к свече.

Влияние конструктивных параметров на эксплуатационные свойства свечи

Число боковых электродов. В процессе работы свечи происходит выгорание электродов. Наиболее подвержен этому боковой электрод. Ввод в конструкцию нескольких боковых электродов увеличивает ресурс свечи, одновременно ухудшая обдув теплового конуса изолятора.

Резьбовая часть. Увеличение ее длины вместе с применением конической опорной поверхности позволяет подвести рубашку охлаждения ближе к свече.

Длина теплового конуса изолятора является основным средством изменения калильного числа. Увеличение длины теплового конуса ведет к уменьшению калильного числа. Одновременно с этим увеличивается способность свечи к самоочищению от нагара (из-за улучшения обдува теплового конуса изолятора) и улучшается изоляция центрального электрода от массы, что уменьшает утечку электричества.

Биметаллический электрод позволяет увеличить длину теплового конуса на 30% при сохранении калильного числа.

 

МАРКИРОВКА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ NGK

Таблица 1-4-стандартные типы  свечей. Таблица 5,6- особые типы  свечей.

 

Таблица 1. Резьба и размер ключа.

Обозначение

Резьба

Размер 6-ти гранного ключа

A

18 мм.

25,4 мм. (1 дюйм)

B

14 мм.

20,8 мм.

C

10 мм.

16,0 мм.

D

12 мм.

18,0 мм.

E

8 мм.

13,0 мм.

G

PF 1/2

23,8 мм.

J

12 мм.

18,0 мм.

AB

18 мм.

20,8 мм.

BC

14 мм.

16,0 мм.

BK

14 мм.

16,0 мм.

DC

12 мм.

 

Таблица 2. Особенности конструкции

Обозначение

Описание

L

Компактный тип (Shorty)

M

Компактный тип (Bantam)

P

Смещенный вперед наконечник изолятора

R

С резистором

U

Тип поверхностного или полуповерхностного разряда

Z

С индукционным резистором

 

Таблица 3. Длина резьбы

Обозначение

Описание

E

19,0 мм.

H

12,7 мм.

L

11,2 мм.

EH

Резьба до середины. Общая длина 19,0 мм., длина резьбы 12,7 мм.

F

Конусное седло

A-F тип

10,9 мм.

B-F тип

11,2 мм.

B-EF тип

17,5 мм.

 

 

Таблица 4. Конструкция электродов, электрообразующего наконечника и т.д.

Обозначение

Описание

С

Боковой электрод (земля) с низким углом

F

Конусное седло

G

Центральный электрод из тонкого никилиевого сплава

GV

Центральный электрод особой конструкции из золота-палладия

J

2 удлиненных боковых (земля) электрода

K

2 боковых электрода

M

2 боковых электрода для роторного двигателя Mazda или длины изолятора 18,5 мм.

T

3 боковых электрода

Q

4 боковых электрода

P

Центральный электрод из платины

S

Стандартный центральный электрод из меди

U

Полуповерхностный разряд

V

Центральный электрод из золота-палладия

VX

Центральный электрод из платины и особый боковой электрод

W

Центральный электрод из вольфрама

X

Зазор для увеличения производительности

Y

Центральный электрод с V-образной выемкой

A, B, D, E, Z

Особый дизайн

-L

Половина калильного числа Например: DR8ES-L – DR7,5ES

-LM

Компактный тип (длина изолятора 14,5 мм.)

-N

Особый центральный электрод

IX

Центральный электрод из иридия

 

Таблица 5. Тип свечи зажигания

Обозначение

Описание

I

Центральный электрод из иридия

P

Центральный электрод из платины

Z

Увеличенный зазор

PZ

Центральный электрод из платины и увеличенный зазор

IZ

Центральный электрод из иридия и увеличенный зазор

 

Таблица 6. Размеры металлического корпуса

Обозначение

Описание

F

14 Ш x 19 мм., 16,0 мм.; 6-гранник

G

14 Ш x 19 мм., 20,8 мм.; 6-гранник

J

12 Ш x 19 мм., 18,0 мм.; 6-гранник

K

12 Ш x 19 мм., 16,0 мм.; 6-гранник

M

10 Ш x 19 мм., 16,0 мм.; 6-гранник

T

Тип конусного седла 
14 Ш x 17,5 мм., 16,0 мм.; 6-гранник 
(PTRSA: 14 Ш x 25,0 мм., 16,0 мм.; 6-гранник


Fatal error: Call to undefined function node_load() in /var/www/u2220424/data/www/zarech63.ru/sites/all/modules/ubercart/contrib/uc_recent_products/uc_recent_products.module on line 77